Трудности воспитания приемного ребенка

Трудности воспитания приемного ребенкаНаверняка, Вы уже на себе испытывали, как часто родителей мучают сомнения: правильно ли они воспитывают детей. Трудности воспитания приемного ребенка – часто те же, с которыми сталкиваются обычные родители в воспитании своих детей.

Поэтому данная статья будет полезна не только готовящимся стать новой мамой или папой для приемного малыша, но и для всех заботливых родителей.

Основные вопросы: детские страхи, ребенок плохо учится, карманные деньги, гиперактивность, ложь, воровство и другие трудности воспитания детей.

 

Трудности воспитания приемного ребенкаНаверняка, Вы уже на себе испытывали, как часто родителей мучают сомнения: правильно ли они воспитывают детей.

И быть может, Вы уже обнаружили, где можно искать помощь в нелегких ситуациях. Кто-то обращается к собственному опыту, кто-то — к опыту своих родителей и друзей.

Сейчас существует достаточно много литературы, касающейся правильного воспитания детей, много теорий, описывающих эффективное взаимодействие родителей с детьми.

Однако понятно, что при воспитании приемного ребенка родители чаще испытывают неуверенность и страх: что, если ничего не получится? Вдруг я не справлюсь? Что, если мы не найдем общий язык?

В то же время трудности воспитания приемного ребенка – часто те же, с которыми сталкиваются обычные родители в воспитании своих детей, разница в том, что приемные дети требуют более внимательного и острожного отношения, так как они более уязвимы, ведь всем из них пришлось испытать за свою маленькую жизнь очень многое.

Поэтому данная статья будет полезна не только готовящимся стать новой мамой или папой для приемного малыша, но и для всех заботливых родителей.

Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании:

  • Ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
  • Ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и своих отношениях с родителями.
  • Ребенок не должен бояться родителей ни при каких обстоятельствах.
  • Необходимо со вниманием относиться ко всему, что происходит с ребенком.

    Слово приемным родителям:

    — Силы появляются от людей, от других примеров.

    — Помогает чувство юмора!

    — Спасает вера в Бога.

    — Помогает любовь к детям.

Что делать, если ребенок испытывает страх?

У многих детей, которые были лишены родительской заботы и внимания, есть разнообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то – чужих людей, животных. У ребенка может быть страх внешнего мира, страх того, что его опять бросят.

Некоторые дети никогда не скажут, что они чего-то боятся, но от переживаний у них может подняться температура, разболеться живот или голова. Нужно не давать повода для страхов и нельзя заставлять преодолевать эти страхи сразу, нужно действовать постепенно. Не рассказывайте детям о своих страхах и болезнях.

Дети очень внушаемы и склонны перенимать родительские страхи в преувеличенном виде.

Кроме того, следует избегать просмотра ребенком вечерних фильмов и агрессивных современных мультиков. Для преодоления страхов иногда достаточно объяснить ребенку некоторые явления: если ребенок боится грозы, нужно рассказать ему, как возникают гром и молнии.

Если ребенок боится пожара, разбойников, нужно научить его тому, что необходимо делать при возникновении опасности. Укладывая ребенка спать, спокойно объясните, что у Вас еще есть дела.

Если ребенок зовет Вас без необходимости, пожелайте ему спокойной ночи еще раз и не бегайте на каждый его зов. Нужно как можно меньше значения придавать страхам ребенка у него на глазах, уделяя как можно больше внимания случаям, когда он преодолел свой страх.

Что делать, если ребенок плохо учится?

Ответственность за выполнение домашнего задания должна полностью лежать на ребенке. Родители, которые постоянно помогают ребенку делать домашние задания, добьются того, что ребенок будет чувствовать все большую неуверенность при выполнении классных и домашних заданий.

Если родитель заставляет ребенка слишком часто заниматься учебой, это может привести к тому, что школа станет для него еще более ненавистна, и желание учиться пропадет окончательно.

Следует максимально использовать игровые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом получения новых знаний. Не стоит ругать ребенка за плохие оценки, двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на на пустые переживания и выяснение отношений.

Помогите ребенку полюбить какой-нибудь школьный предмет, и постепенно ему станет легче справляться с другими школьными предметами.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Это очень важное умение, и чем раньше оно появится, тем лучше. Уже 5-6-летнему малышу можно дать немного денег раз в неделю, и пусть он сам решит, на что их потратит. Важно, чтобы он сделал вывод: сделав выбор, ему придется отказаться от чего-то другого. Привлекайте детей к обсуждению крупных покупок и старайтесь серьезно выслушивать их мнение.

Карманные деньги – хороший способ научить детей разумной трате денег. 9-10-летние дети сами могут планировать некоторые расходы: школьные завтраки, походы в кино, приобретение школьных принадлежностей. Однако не следует давать денег детям сверх необходимости.

Главное – ребенок должен хорошо понимать, что деньги добываются тяжелым трудом (приведите им примеры из жизни людей стран третьего мира, например, Индии, стран Африки), и знать им цену.

Как помочь гиперактивному ребенку?

С раннего детства гиперактивный ребенок нуждается в продуманном игровом пространстве, где предусмотрены приятные для него условия для уборки игрушек. Удобная мебель (шкаф, стеллаж) может быть дополнена привлекательным для ребенка контейнером, красивыми и удобными кармашками для мелких вещей. На каждом кармашке можно нарисовать тот вид предметов или игрушек, который будет в нем храниться. Такая классификация предметов очень полезна для развития мышления детей.

Зная о повышенной возбудимости ребенка, старайтесь, чтобы в играх принимало участие не более трех человек. При этом нужен контроль за тем, что происходит, и распознавание сигналов, предупреждающих о возможном взрыве. В случае необходимости надо спокойно вмешаться и предотвратить конфликт: отвлечь ребенка или спокойно обсудить с ним напряженную ситуацию.

Для выполнения серьезных дел (например, уроков) взрослый помогает ребенку организовать рабочее место. Необходим письменный стол и стеллаж с ячейками, чтобы у каждой вещи было свое место. При этом желательно убрать из комнаты все лишнее, выключить радио и телевизор, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам «отсеивать» отвлекающие факторы.

Для ребенка важно, чтобы взрослый всегда вел себя последовательно, говорил спокойно и всегда обращал внимание на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они не казались.

Выделяйте больше времени для активных двигательных занятий (посещения спортивных секций, прогулок на свежем воздухе, игр во дворе), которые так важны для него и в которых расходуется его избыточная энергия. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: как замечательно, что Вы можете общаться с таким интересным человечком!

Активный, расторможенный ребенок вносит много новых впечатлений в размеренную, запрограммированную жизнь и учит нас просто радоваться краскам этой жизни. Ребенок постоянно привносит что-то новенькое, необычное, занятное; жить рядом с ним – это получать полную палитру непосредственных эмоций!

Что делать, если ребенок лжет?

Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Детская ложь – это еще одна возможность проговорить вслух нормы поведения, принятые в Вашей семье. Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему и о тех неприятных последствиях, к которым может приводить ложь.

Будет полезно, если Вы расскажете подходящий случай из своего детства или прочтете нужную сказку. Часто дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: Вы рассердитесь или расстроитесь.

Поэтому ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду, надо уметь принять ее, какой бы горькой она ни была, и учить тому же ребенка.

Часто родители не осознают, что они сами учат детей врать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как просьба сказать, что родителя нет дома, но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не врет ни при каких обстоятельствах. Детская ложь открывает нам правду о душевном состоянии ребенка, его страхах и надеждах.

Что делать, если ребенок ворует?

Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а именно спокойно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытывал в момент воровства и после.

Если Вы при этом расскажете подобную историю из своего детства, это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.

Следующая задача – научить – так, как мы обычно учим ребенка – правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы ты в следующий раз поступал так…это необходимо для того, чтобы ты…» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства). После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила пойти на воровство.

А вот еще несколько простых правил:

  • Во-первых, Вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого.
  • Во-вторых, Вы должны понимать, что ребенку необходимо владеть своей собственностью (иметь своих личные игрушки, одежду, школьные принадлежности).
  • В-третьих, учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.
  • В-четвертых, Вы не имеете права требовать от ребенка доверия, если будете отказывать ему во всем.

Рассказывает папа двенадцатилетней Оли:

«Один раз Оля украла какую-то мелочь в супермаркете, и меня вызвали к заведующему. Пока меня отчитывали за плохое воспитание ребенка, я ни разу не сказал, что Оля моя приемная дочь, разговаривал как родной отец. Когда мы вышли, Оля со слезами на глазах спрашивала, почему я не сказал, что она приемная. Не помню, что я ответил, но с тех пор Оля больше никогда не воровала».

Что делать, если ребенок шантажирует родителей?

Некоторые приемные родители пытаются компенсировать негативный опыт ребенка тем, что начинают его баловать. Они боятся, что у ребенка появится ощущение, что его недостаточно любят, что к родному ребенку относились бы по-другому. И многие дети начинают этим пользоваться, они учатся манипулировать родителями.

Чем больше избалован ребенок, чем чаще он предъявляет родителям свои требования. Иногда дети оправдывают себя тем, что они приемные, считают, что все должны им помогать; своим прошлым они объясняют свое плохое поведение.

Бывает, что дети начинают угрожать родителям, что уйдут обратно в приют, вернутся к биологическим родителям и т.д. В действительности дети не хотят возвращаться к прежним условиям жизни, они просто пытаются таким способом добиться от родителей того, что им нужно.

Если ребенок достаточно взрослый, то родители могут предоставить ему свободу выбора. Фразы «конечно, ты сам вправе решать, где тебе лучше жить» обычно достаточно, чтобы ребенок образумился. У маленьких детей угрозы вернуться в приют обычно связаны со вспышкой отрицательных эмоций, и после того, как ребенок успокаивается, пропадает и желание уйти.

Дети во всем подражают взрослым, поэтому крайне вредны фразы с вашей стороны следующего типа: «Я заболела, потому что ты плохо ведешь себя в школе», «Если бы ты меня любил, ты бы не сделал этого». Это самый настоящий эмоциональный шантаж.

Что делать, если ребенок нецензурно ругается?

Нельзя эмоционально реагировать на «неправильные» слова ребенка, так как это может привести к тому, что он будет использовать ругательства для привлечения внимания к себе. Нужно максимально спокойно и методично объяснять ребенку, что мат – это признак языкового бессилия.

Что уважающий себя человек всегда найдет множество других слов, с помощью которых можно выразить свои чувства. И помните, что ребенку будет невыносимо сложно отучиться от нецензурных слов, если Вы сами не всегда воздерживаетесь от них.

Приняв ребенка в семью, Вы взяли на себя обязательства заботиться о нем, воспитывать его и помогать ему стать полноценным членом общества.

Конечно, некоторые трудности воспитания приемного ребенка, как, впрочем, и любого другого, могут возникнуть, однако, если вовремя их обнаружить, у Вас есть все шансы с ними справиться!

Решение любых проблем, будь то детская ложь, агрессия, воровство, страхи, отказ от еды следует начинать с причин такого поведения. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, имеют большой багаж нерешенных проблем, проходят через большое количество лишений и потерь.

Это может вызвать у ребенка состояние тревоги и печали, ввергнуть его в депрессию. Преодолеть эти проблемы поможет ему Ваша забота, терпение и такт.

Не забывайте обращаться за помощью к специалистам: психологам и социальным работникам.

Особого внимания заслуживает проблема взаимоотношения с кровными родителями ребенка. Здесь следует помнить то, что ребенок очень нуждается в общении со своими родными, а его информированность о произошедшем в его первой семье предотвратит развитие многочисленных психологических нарушений и травмирующих переживаний.

Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям».

www.vd-spb.ru

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *